Для аккумулятора
Для оценки состояния аккумулятора автомобиля предложено множество схем устройств различной сложности, но проще приведенной далее схемы вряд ли можно найти. В схеме всего четыре диода и четыре резистора; этого достаточно, чтобы получить трехуровневый индикатор напряжения.
На входе схемы размещен стабилитрон VD1 типа Д809, и потому до тех пор, пока напряжение на входе будет менее 10 В, ни один светодиод не светится. При повышении напряжения до 11,4 В стабилитрон открывается и падение напряжения на резисторе R2 зажигает светоднод VD2. Если напряжение будет повышаться, то это в конце концов приведет к зажиганию светодиода VD3 и затем светодиода VD4.
Величины напряжений, при которых происходит зажигание очередного светоднода, определяются величинами резисторов R2, R3 и R4. Подбором величин этих резисторов устанавливаются границы в 11,4, 12,5 и 14,5 В. Для этого заменяют постоянные резисторы переменными подают на вход напряжение, равное 11,5 В. Вращением всех осей переменных резисторов зажигают светодиод VD2. Затем подают на вход напряжение, равное 12,5 В, и добиваются зажигания светодиода VDЗ переменными резисторами RКЗ и R1. При напряжении 14,5 В подстройку ведут переменным резистором R4. После этого повторяют настройку снова, чтобы убедиться в правильности границ индикации. Заменим измеренные величины переменных резисторов на постоянные резисторы, схему монтируют в корпусе фломастера или шариковой ручки с отверстиями под светодиоды и двумя проводами с зажимами типа «крокодил» на концах.
Журнал “Левша” №12-02г.