Яхта из фанеры

Четверг, Октябрь 11, 2012
By Svetlana

Миллионы лет тому назад предки человека вышли из моря на сушу. С тех пор минули целые эпохи, и хвосты у всех (или почти у всех) уже отвалились, но, как только летнее солнышко пригреет посильнее, нас снова неудержимо тянет в воду или хотя бы на воду. Для того чтобы держаться на воде, человек придумал массу различных устройств (или, как говорят моряки, плавсредств), самыми изящными из которых, по общему мнению, являются парусные суда: корветы, шхуны, яхты и их младшие братья швертботы. Швертботом называют небольшое парусное судно с выдвижным или поворотным килем – швертом, который может подниматься в случае плаванья на мелководье. Устойчивость швертботов обеспечивается за счет ширины корпуса, причем, чем меньше судно, тем относительно более широким должен быть корпус. Основное достоинство швертбота – малая осадка и небольшая масса конструкции, что позволяет легко транспортировать его на прицепе за автомобилем (или даже на багажнике) и хранить на берегу. За рубежом пользуются большой популярностью швертботы с тупоносыми обводами, спроектированные английским яхтенным конструктором Джеком Холтом. Применяя в конструкции своих судов традиционный для малого судостроения материал – водостойкую фанеру. Холт придумал оптимальный метод соединения деталей обшивки: листы заготовок сшиваются скобками из медной проволоки, причем без единой детали набора корпус приобретает и форму, и жесткость. После проклейки швов лентами из стеклоткани соединения становятся прочными и водонепроницаемыми. Одну из своих моделей Холт проектировал как яхтенный тузик – небольшую спасательную шлюпку, которая должна находиться на палубе яхты. Размеры шлюпки ввиду этого получились очень небольшими (длина 2,29 м, ширина 1,3 м), поэтому автор назвал ее “Джек Шпрот”. Несмотря на малые размеры, лодка на спокойной воде может перевозить одновременно четверых взрослых и двух детей. Это обстоятельство подтолкнуло любителя водного туризма из Воронежа Г.Б. Липовецкого к созданию на базе “Джек Шпрота” мини-швертбота, названного автором “Крабом”. Наибольшая длина швертбота 2,3 м, ширина 1,34 м, высота борта на миделе 0,4 м, площадь рейкового паруса 3,5 м , общая масса получилась просто рекордной – около 20 кг.

 

Постройку швертбота необходимо начинать с изготовления обшивки, развертка которой показана на рис. 1,в. Детали обшивки вырезают из целого листа фанеры или стыкуют из двух частей, которые соединяют “на ус” шириной по 70 мм. Одинаковые детали скул и бортов можно соединить вместе (с помощью мелких гвоздей) и прострогать рубанком или зашкурить в один размер, после чего рейсмусом снять малки с продольных кромок. На транцевой детали малки снимают по месту. После этого вдоль кромок на 12 мм от края необходимо просверлить отверстия диаметром 2 мм с шагом 50 мм для проволочных скрепок. Сборку следует начинать соединением скулового и бортового поясов, для чего концы медной проволоки, протянутые в просверленные отверстия, скручивают с внешней стороны двумя-тремя оборотами, оставив слабину. Затем в местах, указанных на развертке (см. рис.1,в) необходимо вставить и закрепить с помощью струбцин и шурупов шаблоны А и Б, которые придадут нужную форму корпусу, чем облегчат последующую сборку. Далее можно устанавливать транцы (рис. 1,6), предварительно поставив на расстоянии 1060 мм от кормового края днища временную распорку. Носовой транец выполнен из фанеры, кормовой усиливается обвязкой из сосновых реек сечением 35×16 мм, которые крепят с помощью шурупов 3×18 мм с последующей оклейкой стеклотканью на эпоксидном связующем. После этого с помощью пассатижей необходимо закрутить все скрепки и обжать их с внутренней стороны. Стыки листов проклеивают изнутри лентами стеклоткани на эпоксидном связующем в три слоя: первый слой шириной 25 мм; второй и третий слой шириной по 80 мм со сдвигом в разные стороны на 10…15 мм. После того, как связующее затвердеет, выступающие из корпуса концы проволочных скрепок необходимо откусить и проклеить соединение снаружи лентами из стеклоткани в два слоя (рис.1,г).

 

Полученную в результате предыдущих технологических операций “скорлупу” нужно подкрепить изнутри привальными брусьями (сечением 35×16 мм, длиной 2500 мм) на эпоксидном связующем и шурупах 3×25 мм с шагом 200 мм, головки которых можно закрыть буртиками из фанеры размерами 10×20 мм. После того, как корпус приобретет достаточную жесткость, строительные шаблоны А и Б можно снять. Установив подлегарсы (сечением 35×16 мм, длиной 2200 мм) в 130 мм ниже кромки борта на шурупах 3×18 мм с шагом 200 мм и банки (20x200x1250 мм), можно снять и распорку. Все элементы продольного набора лучше выклеивать по месту из двух-трех реек.
На “Крабе”, как и на лодках Холта, жесткость днища, как и защита его от истирания, обеспечивается с помощью продольных планок размерами 8x65x1100…2100 мм, которые приклеивают с шагом 100 мм. Подпалубный бимс ставится впритык к внутренним привальным брусьям вместе с сухарями и крепится на эпоксидном связующем и шурупах 3×25 мм. Для подуключин приклеиваются дубовые подушки. Когда в лодке находится один человек, весла ставятся в кормовые подуключины, когда два – в носовые.

 

Отверстия в обшивке, которые остаются после снятия вспомогательных приспособлений, шпатлюют с помощью смеси опилок и древесной муки с эпоксидным клеем. Снаружи корпус швертбота оклеивается тонкой стеклотканью или хлопчатобумажной тканью на эпоксидном связующем. Изнутри его можно дважды покрыть горячей олифой, после чего окрасить: днище и банки – масляной краской; буртики, кницы и палубу -яхтенным лаком. Парусное вооружение “Краба” позаимствовано у швертбота класса “Оптимист”. Шпринтовый парус, форма которого близка к прямоугольнику, а верхний угол растягивается по диагонали с помощью шпринтова -деревянного рейка круглого сечения или дюралевой трубы. Парус постоянно пришнурован к мачте, вокруг которой его можно закрутить после освобождения от шпринтова рис.1,а). Вместо шнуровки на передней шкаторине можно просто прошить карманы. В последние 40-45 лет паруса для лодок шьются из синтетических тканей -терилена, дакрона, нейлона и лавсана. Это прочные и легкие ткани, обладающие необходимой легкостью и шероховатостью (гладкостью) поверхности. Благодаря заполнению синтетическими смолами микропор между нитями ткани, уменьшается ее склонность к деформации при действии растягивающих нагрузок под углом к нитям основы и утка, что обычно приводит к большому искажению формы паруса. Кроме того, синтетика не гниет, устойчива к воздействию морской воды и разных химических веществ.

 

 

В ряде случаев, особенно при постройке яхт любителями, приходится применять традиционные материалы – льняную парусину или хлопчатобумажные ткани (авизент, плащ-палатку, фильтромиткаль и т.п.). Льняная парусина прочнее хлопчатобумажной ткани; в мокром состоянии льняная нить оказывается на 20% прочнее, чем в сухом; поэтому, несмотря на то, что под нагрузкой льняная ткань сильно деформируется, искажая форму паруса, она особенно подходит для шитья штормовых парусов. Хлопчатобумажные ткани меньше вытягиваются под нагрузкой, но обладают всеми недостатками, присущими тканям растительного происхождения: сильно впитывают влагу и при небрежном хранении могут гнить. При раскрое паруса из хлопчатобумажной ткани должна учитываться ее вытяжка в процессе эксплуатации: по передней шкаторине от 5 до 2,5%, по задней шкаторине от 2,5 до 1 %. Поэтому при вычерчивании паруса длину его шкаторин сокращают в соответствии с указанными цифрами. В поперечном направлении (по основе) ткань садится на 1%, поэтому длину нижней шкаторины необходимо увеличить. Для повышения прочности и жесткости паруса широкие полотнища (ткань выпускается шириной 70…150 см) разбиваются складками ткани – “фальшивыми швами” на полосы шириной 450…500 мм. Ширина фальшивых швов для паруса швертбота составляет 15 мм. Чертеж паруса швертбота “Краб” показан на рис.1,а. В качестве шверта на “Крабе” используются поворотные шверцы на шверцбалке из дюралевой трубы 22×2 мм. Шверцы можно изготовить из дюралевой 4-мм пластины или водостойкой фанеры толщиной 8 мм.
Общий вид и устройство швертбота “Краб” показаны на рис.2.

 

И. Стаховский

Журнал “Конструктор” №6-03г.

Tags: , , , , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Найти

Календарь

Октябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Архивы

Размещение статей

Если вы желаете разместить на сайте свою статью сообщите об этом редактору. Контактный адрес - [email protected]

Вход






Реклама: Хостинг jino.ru. Бесплатный перенос, кто хочет получить качественный хостинг для сайта.