Двери – автоматы
Каких только не придумано приспособлений для автоматизации открывания и закрывания дверей и ворот. Если речь о въезде на участок загородного дома, то здесь будет полезна установка откатных ворот. Если речь о въезде в гараж, то предпочтительнее иметь подъемные гаражные ворота. А вот если речь идет о входной двери в дом, то здесь проблема обратная. Надо чтобы входная дверь закрывалась сама. Для этой цели применяют и специальные пружинные петли, и грузовые устройства с противовесами и системой блоков, и всевозможные пружины или полосы резины. Есть и выпускаемые промышленностью, однако, к сожалению, они не лишены недостатков: одни слишком сложны и довольно дороги, другие неудобны в эксплуатации или не надежны, быстро выходят из строя.
В зимнее время входные двери подъездов наших домов часто остаются открытыми. Это ведет к перерасходу энергии, требуемой для отопления лестничных маршей. Чтобы сохранить драгоценнее тепло, необходима простейшая автоматика.
Можно, однако, обойтись и без механических устройств, обеспечив небольшой наклон всей дверной коробки. Главный недостаток — удар двери о коробку — легко устранить, проложив полосы толстой резины по вертикальной части дверной коробки.
Для обеспечения плотного закрывания используют устройство с грузом, соединенным с дверью при помощи тросика, пропущенного через блок. В зависимости от места установки последнего возвращающий момент будет или возрастать, или убывать. Для ограничения угловой скорости двери при закрывании груз помещают в вертикальный цилиндр, заполненный -какой-либо жидкостью, лучше всего минеральным маслом. Под действием веса груз будет опускаться в вязкой среде, которая ограничит его скорость и соответственно угловую скорость движения двери. Зазор между стенкой трубы и цилиндрической поверхностью груза должен быть не более 1 мм.
Конструкция груза имеет некоторые особенности. Чтобы при открывании он быстро двигался вверх, необходимо обеспечить свободный проток жидкости через достаточно широкий канал по оси поршня. В его нижней части устанавливается тарельчатый клапан для запирания канала. Если скорость опускания груза мала, то между седлом и тарелкой клапана необходимо подложить тонкую шайбу 0,3—0,5 мм.
В верхней части груза перпендикулярно оси движения вставляется стальной пруток 0 6 мм для крепления тросика, проходящего затем через блок и закрепляемого в верхней части двери с отступом от петель. Причем чем больше отступ, тем меньше вес груза, но высота цилиндра больше, так как увеличивается перемещение груза.
В опробованием устройстве диаметр груза был 99 мм, высота — 150 мм, вес — 5 кг, диаметр ролика — 60 мм, отступ крепления троса на двери от петель — 200 мм. Груз выточен на токарном станке из стали.
Цилиндр — стальная труба е внутренним диаметром 100 мм, высотой 792 мм, к нижнему концу ее приварена стальная пластина 250x250x8 мм, служащая основанием устройства. Верхнее отверстие цилиндра закрыто пластиковой крышкой с отверстием, через которое проходит трос.
Для снижения металлоемкости цилиндр можно изготовить из асбесто-цементной трубы, а груз отлить из бетона.
Устройство стоит снабдить защелкой, исключающей проход случайных посетителей. Для этого на вертикальном участке троса закрепляют цилиндрическую муфту, один конец которой имеет форму конуса. Трос с муфтой движется в трубе с боковым отверстием; сюда входит подпружинениый стержень фиксатора с тросиком для его отвода.
В отличие от конструкции с жесткими тягами, которая должна находиться недалеко от двери, устройство с тросовой тягой можно установить, например, за стеной в шахте лифта, что исключит возможность ее повреждения.
Н. БЕЗБОРОДОВ, Журнал Моделист-конструктор №1-88г.