Изготовление жала паяльника “Момент”
Жало паяльника «Момент» оно является и собственно нагревательным элементом изготовлено из медной проволоки. Такое жало имеет много недостатков: невысокая механическая жесткость, малый срок службы (около 60 ч) до очередной замены, значительные потери тепловой энергии на нагревание токо-подводов из-за того, что тепло выделяется почти равномерно по всей длине элемента, а желательно, чтобы нагревалась только его рабочая часть.
С целью устранения этих недостатков я стал подбирать для нагревательного элемента более подходящие материал и форму. Наилучшие результаты были получены с элементом из стали я использовал тонкие длинные гвозди диаметром около 2 мм. Порядок изготовления нагреватели показан на рисунке. Путем расплющивания и обточки жалу придают удобную форму. Сечение нагревателя в зоне жала должно быть меньше, тогда тепло будет ны делиться преимущественно в жале, а общее сопротивление нагревателя будет близким к сопротивлению медного. При этом надо позаботиться о том, чтобы механическая жесткость нагревателя была достаточной для работы.
У стали большее удельное сопротивление и хуже теплопроводность, чем у меди, поэтому нагревание токоподводоп паяльника со стальным нагревателем значительно меньше. Для того, чтобы и еще большей мере понизить потери тепла на их подогревание, концы нагревателя я впаял в отверстия токоподводов, предварительно облудив внутреннюю поверхность отверстий и концы нагревателя. Это позволило уменьшить до минимума контактное сопротивление между выводами нагревателя и токоподводами паяльника. Если токоподводы у паяльника плоские, то выводы нагревателя припаивают снаружи «внакладку» на длине 15…20 мм.
Жало хорошо облуживасгся припоем ПОС-40 или ПОС-60 с канифольным флюсом. В работе оно хорошо удерживает припой. Долговечность стального жала, по моим оценкам, более чем в 100 раз выше медного. Работать стальным жалом намного удобнее. Так, например, им можно облуживать проволоку, не зачищая ее предварительно от грязи, а иногда и от изолирующего лака.
С. ЗАЯЦ
Журнал “Радио” №7-92г.