Тренажер-катапульта
Тренажер-катапульта предназначен для отработки моделей ракет, ракетопланов и проведения различных экспериментов. Подготовленная модель с помощью катапульты забрасывается на высоту 15—20 м, что вполне достаточно для срабатывания механизмов модели и определения ее устойчивости.
Использование тренажера позволит сэкономить значительное количество ракетных двигателей.
Конструкция катапульты проста, и ее легко изготовить в кружке космического моделирования.
На рисунке 1 даны три проекции катапульты. Собирается катапульта на площадке 12 (фанера 5—10 мм). Высота стоек 3 — 1000—1200 мм, крепятся они с помощью подкосов 7. Рычаги взвода 6 в стартовом положении фиксируются защелкой 9 н находятся между подкосами стоек — пунктиром на рисунке отмечено положение рычагов до взвода. Выбрасыватель 8 изготовлен из миллиметрового дюралюминия. В качестве амортизаторов 5 использованы 15 — 20 нитей резины («венгерки»). Длипа амортизаторов подбирается так, чтобы при максимально допустимом растяжении их концы находились около роликов. Натяжение амортизаторов регулируется перемещением точек крепления шнура 4 к рычагам взвода.
Ролики 2 можно выточить из твердого дерева. К осям роликов крепятся дужки 13, которые ограничивают движение выбрасывателя и амортизаторов после старта.
Направляющая 1 может менять поло-женке в зависимости от диаметра корпуса модели. Опоры 10 для удобства транспортировки можно сделать съемными или подвижными.
Пусковой механизм (рис. 2) собран в деревянном корпусе, который надежно крепится к площадке. Система рычагов позволяет значительно снизить усилие на пусковую кнопку при старте.
При испытании моделей вместо двигателя ставится обычный замедлитель или какой-либо имитатор, который и подает команду на срабатывание механизмов: выброс парашюта, раскрытие ракетоплана, разделение ступеней и т. д.
Запал к замедлителю подключается через отверстие в дне гильзы. В этом случае контакты должны легко разъединяться в момент старта. Нетрудно поджечь замедлитель и через боковое отверстие в корпусе модели.
Необходимо учесть, что при старте возникают большие перегрузки, поэтому гильза должна плотно вставляться в корпус модели или иметь какой-либо упор. В случае отказа замедлителя или механизма выброса модель легко поймать с помощью натянутого полотнища, большого сачка и т. п.
И. ШУЛЬГИН,
Журнал “Моделист-конструктор” №8-71г.