Удивителен мир дерева
Удивителен мир дерева, неподражаемы палитра цвета и разнообразие текстуры, богатство декоративных качеств, присущих его различным породам. Их сочетание позволяет создавать неповторимые картины благодаря фантазии и мастерству художника.
ффектная техника деревянной мозаики, о которой пойдет речь в этой статье, вызывает восхищение. На первый взгляд эта техника — трудна, а на самом деле — доступна многим. Она позволяет, не используя сложных приемов и глубоких знаний технологий резьбы по дереву, а также специальных инструментов, делать привлекательные тематические композиции. Нужны лишь трудолюбие, терпение и чутье художника для выбора необходимых пород древесины с соответствующими замыслу цветом и рисунком текстуры.
Мозаика в общепринятом ее понимании — это орнаментальные и сюжетные изображения из отдельных, плотно пригнанных друг к другу кусочков однородных или различных материалов (дерево, керамика, камень, перламутр, металлы, кость, стекло). Мозаика по дереву включает в себя такие технологии работы с древесиной, как блочная мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри.
При работе в технике блочной мозаики по заданному рисунку из древесины различных или однородных пород склеивают блоки, которые затем нарезают поперек на тонкие пластины с одинаковым рисунком. Наборные блоки могут иметь самое разнообразное сечение.
Врезание в деревянную основу различных материалов (металл, перламутр, кость и т.д.) называют инкрустацией по дереву. Можно инкрустировать деревом по дереву. В этом случае пластинки-вставки разных пород древесины должны отличаться друг от друга цветом и
текстурой. Такую инкрустацию называют интарсией.
От французского слова тагдиег (расчерчивать, размечать) произошел термин маркетри — мозаика по дереву, когда из шпона разных пород набирают мозаичный рисунок. В шпон, служащий фоном, врезают элементы мозаики и закрепляют их бумагой, смазанной клеем. Затем мозаичный набор вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.
В перечисленных технологиях мозаики из дерева узоры имеют плоскую поверхность заподлицо с украшаемой поверхностью предмета. Изделия же на фотографиях выполнены с рельефной проработкой элементов как бы в эгер-ской (впервые примененной мастерами немецкого г. Эгер) технике набора, в которой рисунок или часть его приобретает рельефность.
Подготовка древесины
Прежде чем приступать к такой работе, надо иметь значительный запас древесины различных пород. Потребуются и шпон, и доски различной толщины и ширины, и фанера, и кап. Нельзя для этого спиливать здоровые деревья. Лучше побродить по лесу и найти поваленные или засохшие. Для работы подойдет любая древесина, даже с различными пороками, но обработанная антисептиками.
Журнал “Делаем сами” №3-2001г.
ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ