Водный велосипед
На этом велосипеде вы можете совершить небольшое путешествие по местной речке и даже отправиться с друзьями (у которых тоже будут такие велосипеды) в непродолжительные походы. Велосипед обладает хорошей устойчивостью и выдерживает груз до 100 кг.
Конструирование велосипеда начинают с каркаса 2 из деревянных реек сечением 10X20 мм. Боковые рейки берут длиной примерно 9’00 мм, поперечные — 850 мм. Боковые рейки скрепляют с поперечными, а между ними укрепляют крестовину. Сверху к каркасу прибивают основание 1, выпиленное из фанеры толщиной 15—20 мм.
Сверху к основанию прибивают кронштейн 3 так, чтобы отверстие в кронштейне находилось над вырезом с размерами 50X100 мм в основании. Кронштейн состоит из доски толщиной 20 мм с прибитыми к ней по бокам рейками. В выступающих концах реек сделаны прорези с закруглениями.
К кронштейну привинчивают шурупами накладку 4, вырезанную из доски толщиной 50 мм. Отверстия накладки и кронштейна должны совпадать. В них пропускают трубку 5 с пропилами, сделанными с обоих концов. Язычки трубки, образуемые пропилами, отгибают, и трубка оказывается закрепленной между накладкой и кронштейном.
Следующий узел — лопастное колесо. Оно состоит из лопастей 11, брусков 12, оси 7 и накладок (педалей 8. Лопасти вырезают из фанеры толщиной 6 мм. Концы лопастей скругляют -и подравнивают напильником с крупной насечкой. Для оси 7 выбирают стальной пруток диаметром 8 мм. Пруток изгибают по (размерам, .показанным на рисунке. Но предвари-телыно нужно надеть на пруток два металлических (кольца 14 с внутренним диаметром несколько большим диаметра ттрутка и внешним диаметром 9 мм. Кольца выполняют роль подшипников скольжения.
К средней части оси прикрепляют лопасти с брусками. Через отверстия брусков и лопастей пропускают болты 13 и стягивают их так, чтобы лопасти были плотно прижаты к оси. При этом кольца 14 должны быть расположены по обеим сторонам от лопастей. Рядом с ними крепят к оси накладки педалей 8. В каждой накладке вырезают канавку такого диаметра, чтобы после их соединения педали свободно вращались на оси. Шляпки крепежных шурупов (или болтов) должны быть утоплены
в накладках, а оставшиеся углубления замазаны пластилином или шпаклевкой, чтобы поверхность педалей стала гладкой.
Собранное лопастное колесо вставляют в кронштейн 3, причем в прорези кронштейна должны войти кольца 14. Колесо закрепляют в кронштейне металлическими перемычками 6. Для крепления концов оси к основанию используют стойки 10, -в отверстия «которых вбиты втулки 9 с внутренним диаметром немного большим, чем диаметр оси. Стойки прикрепляют к основанию велосипеда болтами. Конечно, при этой операции основание нужно установить на опоры, например стойки кирпичей, высотой 250—300 мм.
Для изготовления механизма рулевого управления понадобится деревянный стержень диаметром 20 мм. Из него делают колонку 17. Длина наружной части колонки зависит от вашего роста. На верхний конец колонки надевают накладку 18 и прикрепляют ее к колонке одним-двумя шурупами. К накладке прибивают ручку руля 19. На определенной высоте в колонку вставляют ограничительные шпильки 16 (можно заменить болтами), надевают на колонку шайбу 15 и вставляют колонку в отверстие трубки 5. Снизу на колонку надевают другую шайбу 15, а затем кронштейн поворота 29, который закрепляют на колонке шпилькой 16.
Руль поворота 27 расположен в задней части велосипеда. Его вырезают из фанеры толщиной 8—10 мм. К рулю прикрепляют металлические накладки 26, а к нижней части руля — поперечную планку 28. Для прочности крепления планки можно вырезать в руле неглубокий паз. Способ крепления —вс помощью водостойкого клея или металлическими уголками, прибитыми «к планке и рулю. Руль устанавливают на кронштейн 24 и закрепляют осью 25, пропущенной сквозь отверстия кронштейна и отверстия, образуемые накладками 26. В свою очередь, кронштейн крепят к основанию 1 толстыми болтами.
Планку 28 и кронштейн поворота 29 соединяют двумя тросами из толстой лески или стальной проволоки так, чтобы в среднем положении ручки 19 руль поворота 27 также находился точно по осевой линии велосипеда.
Для сиденья понадобятся две планки 20 шириной 20—25 мм и высотой 30—40 мм. Их прибивают к основанию велосипеда по обеим сторонам от кронштейна 3. К планкам прибивают сиденье 25, выпиленное из фанеры толщиной 6 мм. К задним концам планок прибивают боковые стенки 21, а к ним прикрепляют спинку сиденья 23. Сверху сиденье желательно обтянуть клеенкой, кожзаменителем или другим материалом, не портящимся от действия влаги. Можно использовать готовое сиденье.
Чтобы детали велосипеда не разбухали от воды, -их поверхность желательно покрыть лаком, нанеся его в несколько слоев.
Теперь настала лора крепления к велосипеду .надувных поплавков 30. К основанию прикрепляют уголки 31, через которые продевают ремни 32. Снизу к каркасу 2 приставляют поплавки, опоясывают их ремнями и затягивают концы ремней. Велосипед готов. Счастливого плавания!
Журнал “Мастерок” №12-74г.
ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ