Макраме
Искусство вязания узлов и плетения возникло в глубокой древности из простой необходимости соединить два конца нити. Люди научились прясть из волокон травянистых растений еще в неолите. Плетеная сеть для ловли рыбы, узелок, завязанный как талисман, морские узлы — все это родственники будущего искусства макраме. Кроме того, в глубокой древности существовала узелковая письменность: узелками пользовались для передачи информации.
Но основными изобретателями разнообразных узлов были древние мореходы. Именно они раскрыли изобразительные возможности узелковых композиций. В долгих плаваниях моряки плели всевозможные предметы обихода, безделушки. Постепенно искусство плетения переняли рукодельницы. Они преобразовывали сочетания обычных узелков в изящные кружева, изготавливали предметы гардероба: накидай, капюшоны, пелерины. Техника вязания узлов сродни плетению кружев, недаром макраме называют иногда узловым кружевом. Появились и плотные виды плетения, имитирующие гобелен. Это так называемая техника кавандоли, названная по имени ее изобретательницы. В такой технике выполнялись красивые и очень прочные изделия: коврики, покрывала, сумки, кошельки, футляры для очков…
Каждая эпоха вносила свои изменения в искусство макраме. Менялся стиль, появлялись новые приемы плетения и новые предметы, выполненные в этой технике. В современный быт прочно вошли пояса, украшения, ремешки для часов, шали, галстуки, воротники, манжеты. В большой моде крупные изделия, украшающие интерьер: абажуры, панно, дверные портьеры…
В макраме кроются большие возможности для проявления творческих способностей. Техника макраме несложна, но кропотлива и требует тщательного исполнения, усидчивости, терпения. Хорошо, если занятия узелковым плетением разовьют в вас такие качества. Это поможет вам в жизни и в учебе.
Плетение, когда вы им овладеете, — приятный отдых, а изделия в технике макраме — хороший подарок для родных и друзей.
Для плетения подходят любые нити или шнуры тугой крутки: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, синтетические, шелковые. Годится кордовая леска, туго скрученная шерстяная пряжа. Толщина может быть любой, она зависит от величины и характера задуманного изделия.
Чтобы освоить начала этого искусства, прежде всего изготовьте доску для работы. Для первых учебных работ достаточно взять доску размером 25 х 30 см. Обложите ее поролоном и туго обтяните светлой тканью, лучше всего клетчатой. Это поможет вам получить ровное плетение с прямыми кромками. На первых порах можно приспособить для работы и мягкое сиденье от старого стула.
Понадобятся также декоративные булавки (длинные, с крупной головкой), ножницы, сантиметр, вязальный крючок. В дальнейшем для украшения изделий вам понадобятся деревянные, пластмассовые или стеклянные шарики с большими отверстиями, кольца, пряжки.
Чтобы при плетении не мешали длинные концы нитей, изготовьте из толстого картона или фанеры специальные шпульки с косым клиновидным разрезом. Туда защемляют нить, чтобы она не разматывалась. Можно использовать и деревянные катушки, и палочки, ка концы которых надето по бусинке (рис. 2). Впрочем, можно обойтись и без шпулек, наматывая длинные концы нитей на пальцы в виде восьмерки и закрепляя, а потом по мере надобности отпуская.
Каждая работа начинается с навешивания на вспомогательную нить рассчитанного количества нитей. Какой должна быть их длина? Точно сказать трудно. Ома колеблется от двухкратной до пятикратной длины готового изделия. Это зависит от характера рисунка и от толщины нитей. Узлы на тонких нитях забирают меньше длины, чем на толстых. Впрочем, если длины нити не хватает, чтобы закончить работу, ее можно нарастить.
Наконец у вас все готово для работы и можно начинать плетение. Возьмите вспомогательную нить и туго обвяжите рабочую доску, как показано на рисунке 1. Существуют три основных способа крепления нитей (рис. 3). Получение узлов 3а и 36 понятно из рисунка. Узел 3в применяется, когда нужно образовать плотный ровный ряд узлов, чтобы между ними не проглядывала основная нить. Он получается из узла 3а или 36, если с двух сторон накинуть еще по одному витку. Во всех трех способах каждая нить образует два конца, участвующие в плетении, В дальнейшем мы будем обозначать способы навешивания нитей буквами «а», «б» или «в».
Репсовый узел. Он имеет большие изобразительные возможности. Это как бы рисующий карандаш, способный повторить любую линию графического орнамента. Репсовый узел выплетается одной рабочей нитью на нити основы, которая может быть расположена горизонтально, диагонально и вертикально. Ряд, дорожка из репсовых узлов называется бридой.
Сначала попробуйте сплести горизонтальную бриду. Навесьте на вспомогательную нить одним из способов а или б 5 нитей. У вас получилось 10 концов (рис. 4), Возьмите крайнюю левую нить I, закрепите ее, вколов булавку в рабочую доску, и сильно натяните над остальными нитями (рис. 4а). Это будет нить основы. Следующей нитью II (рабочей) сплетите две петли, как показано на рисунках 46, в, г. Вы получили один репсовый узел. Сплетите репсовые узлы на той же нити основы остальными девятью концами — получилась горизонтальная брида.
Диагональная брида образуется, когда репсовые узлы плетутся на основной нити, натянутой под углом к предыдущей бриде. На рисунке 5 репсовые узлы на диагональной бриде плетутся в обратном направлении. После этого закрепите основную нить булавкой у нижнего конца диагональной бриды и снова протяните ее горизонтально слева направо. Когда вы сплетете и эту горизонтальную бриду, у вас получится фрагмент узора. Его схематическое изображение дано на рисунке 6а. Такими схемами удобно пользоваться при составлении рисунков.
Например, схема 66 означает, что, навесив нужное число нитей, надо протянуть крайнюю левую нить вправо и сплести на ней горизонтальную бриду. Закончив ряд, протянуть ту же основную нить влево и сплести вторую бриду вплотную к первой. Так продолжать, пока не получится четыре ряда брид. Теперь все ту же основную нить, заколов булавкой, проткнуть по диагонали и сплести на ней диагональную бриду, а потом, как показано на схеме 66, — еще четыре горизонтальные бриды. Плетение фрагмента закончено.
Этих навыков уже достаточно, чтобы сплести, допустим, нарядную обивку для сиденья стула. Фрагменты, которые вы освоили, можно комбинировать по-разному. Два варианта таких комбинаций показаны на рисунках 7 и 8. Допустим, вы выбрали узор 7. По образцу, сплетенному вами на десяти концах, определите, сколько фрагментов уложится в узоре и сколько нитей понадобится, чтобы получить нужный размер. На вспомогательную нить навесьте нити всех фрагментов.
Сплетя на крайних десяти нитях первый фрагмент, рядом на рабочей доске начинайте плести соседний. Только если первую бриду первого фрагмента вы плели слева направо, то первую бриду второго плетите налево. Дойдя до точки поворота, тонким вязальным крючком протащите основную нить второго фрагмента между двумя соседними горизонтальными бридами первого и продолжайте работать по схеме, протаскивая основную нить фрагмента, над которым вы работаете, между бридами соседнего готового фрагмента.
Если у вас кончилась основная нить, возьмите добавочную нить и сложите их концы внахлест. Осторожно выплетите репсовые узлы на месте соединения, оно будет совершенно незаметно. Сплетя нужное количество фрагментов, обрежьте оставшиеся концы до 0,5 см от бриды. Готовую обивку можно заправить в сиденье. Этими же приемами нетрудно сплести ажурную сумку, газетницу.
Репсовый узел на вертикальной основе. Для образца навесьте на вспомогательную нить 3 нити (6 концов) и сплетите обычную горизонтальную бриду (рис. 9а). Заколите нить I, которая была основной и, положив ее под крайнюю рабочую нить VI, протяните справа налево. На нити VI, как на основе, завяжите репсовый узел основной нитью I (рис. 96). Затем нить V положите поверх нити I и сплетите на нити V еще один репсовый узел (рис. 9в). Получается, что основная нить I при плетении вертикальной бриды становится рабочей, а рабочие нити II—VI по очереди служат основой (рис. 9г).
Владение вертикальным репсовым узлом позволит вам перейти к освоению очень интересной техники плетения кавандоли. Она основана на чередовании горизонтальных и вертикальных репсовых узлов и позволяет выплетать цветные орнаменты. Для примера сплетем в этой технике закладку для книги простейшим черно-белым шахматным узором. Навесьте на вспомогательную нить 8 черных нитей (у вас получится 16 концов). Белую нить намотайте на шпульку. Завяжите на конце ее узелок и приколите его булавкой слева от начала работы.
Первый ряд. Двумя черными рабочими нитями сплетите на белой нити два горизонтальных репсовых узла. Затем поменяйте назначение нитей: белой нитью на следующих двух черных концах сплетите два вертикальных репсовых узла. Теперь на белой нити двумя черными нитями снова сделайте 2 горизонтальных репсовых узла, и так далее до конца ряда.
Второй ряд плетите справа налево по рисунку: под черными узлами делайте черные, под белыми — белые. Причем черные узлы — всегда горизонтальные, а белые — вертикальные. Третий ряд плетется слева направо, и теперь под черными горизонтальными репсовыми узлами делайте белые вертикальные и наоборот. Четвертый ряд плетется по тем же правилам, что и второй.
Этим способом можно сплести любой двухцветный орнамент, используя рисунки для вышивки крестом (два из них даны в заголовке). Каждой клеточке орнамента соответствует I репсовый узел. Если ширина орнамента, допустим, 10 клеток, значит, надо навесить на вспомогательную нить 5 нитей (цвета фона). Сложенные при навешивании вдвое, они образуют 10 концов. Кроме того, необходимо навесить еще 2 нити этого же цвета для образования кромок. Если число клеток по ширине орнамента нечетное, одну из кромок делают на узелок шире, чем другую. Нить цвета орнамента наматывается на шпульку. Фон плетите горизонтальными бридами, а сам орнамент — вертикальными.
В технике кавандоли вы сможете изготовить пояс, дорожку, коврик, сумочку… Орнамент для коврика или сумки из крученой шерсти дан на странице 16.
Репсовые узлы только тогда выглядят красиво, когда они ложатся близко и очень плотно друг к другу. Научитесь соблюдать четкие линии, углы — и вы увидите красоту этого рукоделия.
Г. НОВАК Рисунки М. САФОНОВОЙ. Прил. Журнала Юный техник №9-86г.