Крестик с секретом
Подобные изделия были известны лет восемьдесят-девяносто тому назад. Должно быть, тогда они не были большой редкостью, но встретить их теперь — большая удача. Только в редких семьях такие крестики хранят и передают по наследству. Несмотря на крошечный формат картинок, на них и сейчас отчетливо просматривается изображение собора, лик святого или панорама монастыря, выполненные методом графики либо фотоспособом, порою с весьма высокой степенью проработки деталей.
Мне довелось встретить две разновидности «крестиков с картинкой». Самый малогабаритный крестик имел высоту около 30 мм и толщину порядка 1,5 мм в центре перекрестия была заметна сферическая выпуклость диаметром до 2,5 мм. Интересно, что при внешнем осмотре эта бусина казалась совершенно непрозрачной, но стоило поднести крестик к глазам и рассмотреть бусинку на просвет, как внутренность бусины озарялась светом и чудесно возникало изображение. Крестик был неразборным, и о его устройстве можно лишь догадываться. Должно быть, оптическая система, создающая впечатление весьма крупного изображения, повторяла конструкцию старинного микроскопа гопандского натуралиста, основоположника научной микроскопии Антони Левенгука (1632-1723 гг.) с махонькой сферической линзочкой.
Изготовленная некогда ученым такая линзочка довольно неожиданно оказалась рукотворной в домашних условиях. Достаточно сказать, что в 60-е годы минувшего столетия началось настоящее увлечение изделиями, оснащенными подобной оптикой. Сохранившиеся у автора выдержки из научно-популярной литературы дают возможность познакомить нынешних читателей с технологией изготовления шариковой линзы. Технология эта достаточно проста. Берут кусочек оптического стекла (от очковой линзы), причем его размер не должен превышать размера спичечной головки. Стеклышко-заготовку крепят на нихромовой проволочке диаметром 0,1…0,3 мм, изогнутой в форме буквы «Г».
Чтобы сделать это, конец проволочки раскаляют в пламени газовой горелки и прилепляют к заготовке. Затем последнюю вносят в пламя горелки так, чтобы отогнутый край проволочки «смотрел» отвесно вниз в середину пламени. Расплавившееся стекло под действием сил поверхностного натяжения собирается в шарик правильной формы диаметром 2…2,5 мм. Попытка получить линзочку большего размера, увеличивая количество исходного сырья, приводит к искажению формы расплава, то есть к снижению оптических качеств линзочки. Остывший шарик проверяют на отсутствие в нем загрязнений и воздушных пузырьков. Оправой для такой линзочки служит пластинка из термопластичной пластмассы, в отверстие в которой вдавливают нагретую до температуры плавления пластмассы бусину. При этом вдавливании шарика упомянутая выше проволочка должна торчать вбок (ее отрезают после фиксации линзы). Далее оценивают размер картинки, «схватываемой» сферической линзой, и расстояние между ними.
Крестик с оптической системой второго типа был несколько крупней и его оптическая система поддается разборке. Основная деталь системы
— стеклянный стерженек диаметром 2,7 мм и диной около 5 мм с шероховатой (матовой) цилиндрической поверхностью (рис. 1), Один конец стерженька имеет сферическую форму и играет роль собирательной линзы. Цилиндрическое тело стерженька выполняет функцию световода. На другой конец стерженька наклеен тонкий прозрачный лепесток с изображением, которое вписывается в окружность диаметром примерно 2 мм (с этой же стороны к изображению поступает «проекционный» свет). Данный оптический узел (см. рис. 1) помещен в сквозной канал в теле крестика, где он фиксируется латунными заглушками, имеющими миллиметровые световые окошки. Приведенного описания вполне достаточно для того, чтобы скопировать оптику старинного крестика. Тем, кто владеет оборудованием для обточки и шлифовки стекла, объяснять здесь технологию изготовления стерженька излишне, прочим же интересующимся предложим собрать несколько другую оптическую систему.
В процессе работы над крестиком с «гляделкой» придется выполнить три составляющих крестика: собственно крестик, оптический элемент (то есть попросту сильную лупу) и носитель изображения. Работу Над крестиком оставим всецело на усмотрение мастера, полагаясь на его художественный вкус. Подскажем лишь, что здесь в качестве материала лучше всего подойдет древесина сравнительно твердых лиственных пород, имеющая привлекательную текстуру. В верхней части крестика укрепляют колечко, в которое продевают шейную цепочку.
И. Каскин, Журнал сделай сам 35-02г.
Статьи по теме: Ремесла