Ковка на века

Четверг, Июнь 5, 2014
By Svetlana

Именно так хочется воскликнуть, глядя на чудесные изделия из металла, сработанные рукой мастера. В настоящее время при украшении своих квартир, холлов или офисов многие уже не удовлетворяются стандартными изделиями, а предпочитают или старинные работы, или эксклюзивные вещи в единичном экземпляре. К таким вещам всегда относились высокохудожественные кованые изделия, которые вносили в быт свой неповторимый “шарм”.


ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗЕРКАЛЬНЫХ РАМ
Перед вами история и современность. На рис. 1 показаны напольные зеркала со столиком и вешалкой, созданные в конце XIX – начале XX веков. На рис. 2 представлены кованые зеркальные рамы нынешних мастеров. Рамы могут иметь украшения как по наружному, так и по внутреннему периметрам.

 

 

Рассмотрим конструкцию зеркальной рамы с накладной композицией “Заросший пруд” (рис. 3).
Разработать эскиз зеркальной рамы с накладной композицией — дело довольно трудоемкое. Во-первых, надо определить форму зеркала — прямоугольную, овальную или эллипсбобразную, и по этой форме начинать разрабатывать эскиз рамы или композиции. После этого его необходимо увеличить до масштаба 1:1, совместить с зеркалом и доработать с учетом увеличения. Для определения размеров всех элементов композиции надо в масштабе 1:1 перенести эскиз на большой картон или металлический лист. С этого листа берутся все необходимые размеры для композиции при ковке элементов.

 

Рассмотрим технологию изготовления зеркального обрамления “Заросший пруд”. Основу зеркала можно сделать из уголка 15×15 мм, согнув его в эллипс и соединив концы при помощи сварки или заклепок. Однако каждый, имеющий дело с металлом, знает, что согнуть уголок, да еще по заданному шаблону-эллипсу не так-то просто. Для этого необходимо сделать отрезным кругом прорези на полках уголка пологой части эллипса и вырезать небольшие сектора на полках крутой части эллипса и только после этого начинать изгибать уголок по шаблону.
Ковку “рогоза” или камыша можно осуществить из заготовки “круг 6″, протянув на прямоугольник верхнюю часть заготовки (рис. 4, п. 1). При этом кончик заготовки оттягиваем на конус. Листья рогоза можно отковать из полосы металла сечением 2×16 мм, оттянув конец заготовки на острый клин и оформив кузнечным зубилом продольные канавки (рис. 4, п. 2). Листья стрелолиста и кувшинки изготавливают из стального листа толщиной 1-1,5 мм путем вырубки и последующей набивки прожилок (рис. 4, п. 3). Цветоножку стрелолиста можно отковать из полосы металла путем отрубки “отщепов” и дальнейшей их проковки “на круг” (рис. 4, п. 4).
Осталось изготовить цветочки стрелолиста, белую кувшинку и бутон кувшинки. Цветы стрелолиста — однослойные, а цветы кувшинки — трехслойные, бутон можно изготовить из двух слоев. Слои для цветочков вырезаются из латуни или стали толщиной 0,3-0,5 мм, формуются и собираются на заклепках.

 

Выкройка цветка стрелолиста показана на рис. 4, п. 5, а кувшинки — на рис. 4, п. 6,7,8. Для оформления бутона необходимо взять первую и третью выкройку слоев кувшинки (рис. 4, п. 6,8). Теперь, когда все элементы откованы, необходимо собрать их. Для этого к металлической полоске последовательно присоединяют элементы композиции при помощи сварки. Эта полоска должна быть изогнута по линии внутреннего периметра основы зеркала. Места сварки зачищают и покрывают специальной краской или воронят. После этого зеркало укладывают на основу, а композицию «Заросший пруд» в сборе вставляют вышеуказанной полоской внутрь кольца, образованного уголком.
Затем, разметив и просверлив насквозь отверстия (через уголок основы и полоску композиции), скрепляют конструкцию маленькими потайными болтиками с шайбами и гайками (рис. 3, п. 8).

 

ОВАНЫЕ СТОЛИКИ
Небольшие металлические столики, треножники для фруктов, подставки для напитков пришли к нам из Древней Греции и напоминают об их обычаях: принимать пищу в лежачем положении. А из мифологии известно, что сам Бог-кузнец Гефест ковал для небожителей золотые самодвижущиеся треножники, развозившие фрукты и напитки.

В настоящее время кованая мебель — кровати, столики, вешалки начинают широко внедряться в наш быт, благодаря своей красоте, прочности и долговечности. Низкие столики используют во время приемов гостей. Кроме этого небольшие столики применяют для установки ваз с цветами, различных скульптур или художественных композиций. Конструкция столиков (рис. 5) имеет в основном строгую стандартную форму с прямыми ножками, которые однако обладают разнообразными “украшениями” в виде шаров, скруток, завитков и др.

 

Приведенные примеры свидетельствуют о безграничной фантазии у кузнецов-художников. Не случайно каждый столик представляет собой законченное творческое произведение. Рассмотрим технологию изготовления столика, показанного на рис. 6. Ножки его делают из заготовки “квадрат 20″.
Отрезают четыре заготовки равной длины. Один конец протягивают на широкий клин (рис. 7, п. 1), разрубают на две части (рис. 7, п. 2), на
краю наковальни загибают завитки (рис. 7, п. 3) и далее с использованием вилки догибают завиток до нужного размера.
В центре будущей ножки намечают зубилом участок, на котором должна быть скрутка. Этот участок нагревают до ковочной температуры и скручивают специальным ключом на заданное число оборотов (рис.7, п.4).
Заметим, что все ножки надо скручивать на один и тот же угол. Окончательную гибку ножек производят на вилке. Необходимо следить, чтобы все ножки были одинаковыми. Нижние тяги (рис. 6, п. 5) можно сделать из «квадрата 16». Концы заготовки оттягивают на “острый клин” и загибают по форме ножки и букета. Аналогично изготавливают «свесы» (рис. 6, п. 12).
Розы делают по технологии, собирают в букет и соединяют с 4-мя тягами, которые расположены строго через 90°. Желательно все соединения скрепить при помощи электросварки, а сверху закрыть разъемным кольцом или хомутом, как говорят кузнецы,в «горячем состоянии».

 

Рамку столешницы (рис. 6, п. 3) гнут из уголка 15×15, у которого предварительно вырезаны в определенных местах участки под углом 90°. Точность прямоугольной рамки определяют равенством диагоналей. Стекло для стола должно быть толщиной более 12 мм.
Чтобы закрыть щель между стеклом и рамкой, сверху по всему периметру устанавливают “веревочку” — свитые две проволочки 03 мм (рис. 7, п. 5).
Для закрепления стекла и “веревочки” в рамке к “веревочке” приваривают металлическую полоску (рис. 6, п. 11), которая прижимается винтом (рис. 6, п. 10) к стеклу.
Окончательную сборку стола (рис. 6) производят в следующем порядке: к рамке приваривают четыре ножки и свесы. К ножкам припомощи заклепок (или сварки) присоединяют четыре тяги с букетом. Необходимо отметить, что процесс сборки — операция довольно сложная и делается с помощниками. В ряде случаев необходимо использовать специальные зажимы и шаблоны.

 

После того как стол установлен на пол на свои ножки, собирают столешницу. Вначале на дно рамки укладывают резиновую прокладку толщиной 3-4 мм, на нее — стекло и после этого все закрепляют “веревочкой” при помощи винтов . Собрав столик, его необходимо проверить на устойчивость и перпендикулярность, после чего столик разбирают, зачищают все места сварки, подправляют какие-либо неточности, красят и после сушки собирают окончательно.
А. НАВРОЦКИЙ

Журнал “Делаем сами” №3-99г.

Мебель из водопродных и газовых труб

Мебель

Крысоловка 

Строительство

Рукоделие

На главную

 

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Своими руками с детьми

От дачи до дома

Что готовите?

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Найти

Календарь

Июнь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июль »
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  

Архивы

Размещение статей

Если вы желаете разместить на сайте свою статью сообщите об этом редактору. Контактный адрес - [email protected]

Вход






Реклама: