Инкрустация и маркетри
Инкрустация — это процесс украшения изделия путем врезания в его поверхность вставок из металла, дерева, кости и других материалов. Техника инкрустации была хорошо развита в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Сундуки, ларцы, стулья и кресла, саркофаги и жезлы декорировались экзотическими породами древесины, перламутром, слоновой костью, панцирем черепахи, а начиная с XVII века — цветными металлами.
Существует два способа выполнения инкрустации. Первый применяется тогда, когда вставка имеет относительно большой размер -и несложную форму (рис. 1). В этом случае из металла толщиной 0,3 – 0,8 мм вырезают ножницами для металла или ножом-косячком, а из более толстого металла вырубают зу-бильцем или выпиливают лобзиком вставку, накладывают ее на поверхность изделия и обводят острым предметом (чертилкой или твердым остро заточенным карандашом). Затем стамеской или специальным резцом делают выемку (гнездо), в которую укладывают вставку и закрепляют ее при помощи клея или штифтов.
При сложной ажурной вставке применяют второй способ, при котором в гнездо укладывают элементы вставки по частям (рис. 2). В том случае, если вы хотите сделать декоративное изделие с геометрическим рисунком, можно применить технику блочной мозаики, которая широко использовалась в странах Древнего – Востока.
В Средние века техника блочной мозаики была занесена в Италию и получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материала: кость, рог, металл и т.д. Такая мозаика получила название чертозианской (рис. 3) (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство).
Техника блочной мозаики состоит в том, что по заданному рисунку из брусочков разноцветных материалов (дерево, рог, кость, металл) склеивают блоки ( рис. 4), которые затем разрезают поперек на тонкие пластинки и собирают из них всевозможные орнаменты (рис. 5, 6). В настоящее время можно, используя современные металлические профили (трубки, прутки разного сечения, пластинки и т.д.) и эпоксидные клеи, собрать интересные блоки, а из их сечений — различные художественные изделия.
Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчивать) — вид мозаики, при которой мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Появилась эта техника во
второй половине XVI века после изобретения станка для получения шпона.
Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл выдающийся французский мастер Андре Шарль Буль (1642 -1732 гг.), который, создавая дворцовую мебель с уникальной инкрустацией, ввел в композицию рисунка цветной металл (рис. 7,8).
В дальнейшем такая техника декорирования мебели стала называться техникой Буля.
В технике Буля применялись материалы натурального происхождения: черепаховый панцирь, слоновая кость, эбеновое дерево, перламутр, а также металлы: медь, олово, серебро, золото и сплавы: латунь и бронза. Добавление в золото и серебро красной меди делало их гибкими и ковкими.
Чтобы добиться более мягких цветовых нюансов, применялось золото разных оттенков: белое, красное, желтое или зеленое. Повышение твердости олова достигалось добавками красной меди.
Для повышения зрительного эффекта и изящества композиции проводилась поверхностная гравировка не только металлических накладок, но и черепаховых пластин.
Чтобы сделать изображение более четким, в углубления втиралась при помощи шпателя смесь черной мастики и расплавленной древесиной смолы.
В соответствии с требованиями техники Буля часть фонового пространства заполнялась пластинами из черепахового панциря. Чтобы изогнутые черепаховые пластины распрямить, их размягчали на огне или в горячей воде, затем выдерживали под прессом и после просушки и правки разрезали на пластинки нужного размера.
Инкрустация в технике Буля производится следующим образом. Например, мы хотим изготовить вставки из латуни и черепахового панциря. Для этого подбираем пластинки размером 100×100 мм из латуни и черепахи одинаковой толщины (0,6 – 0,8 мм), промазываем их 20% столярным клеем и обклеиваем бумагой с двух сторон. Снизу и сверху пакета кладем листы бумаги без клея и весь пакет зажимаем струбцинами между двух нагретых металлических плит и даем выдержку в течение 24 часов.
Журнал “Делаем сами” №6-2002г.
ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ